В версии, изложенной в Сильме, было так.
читать дальшеТингол поручил гномам вправить Сильмарилл в ожерелье (волей Кристофера оно оказалось Наугламиром). Гномы работу выполнили, но отдавать отказались, потому что Сильмарилл, убили Тингола, забрали ожерелье и попытались скрыться.
Гномов синдар перебили, двое сумели убежать и добраться до своего народа.
Там гномы изложили свою версию событий, согласно которой синдар на них вероломно напали.
Гномы поверили и пошли войной на Дориат, в это время лишившийся Завесы и уж чего-чего, а атаки совершенно не ожидавший.
Гномы разорили Дориат, забрали сокровища Менегрота, в том числе Сильмарилл, и направились обратно к себе.
А дальше как раз и происходит в некотором смысле уникальнейшая битва.
Во-первых, в битву впервые со времён Первой Битвы собираются лаиквенди - мстить за своего короля Тингола. Лаиквенди ведёт Берен, которого они признают лидером - впервые после гибели Денетора.
Во-вторых, в этой битве участвуют энты, добивая сбежавших гномов, и это первый случай участия энтов в битвах Средиземья. Надо так понимать, что гибель Тингола их тоже очень сильно разгневала.
В-третьих, эта битва оказывается случаем сражения... скажем так, не со слугами Врага, сражения из мести, и притом - сражения вполне праведного и справедливого. Вот, кстати, Сильмарилл поводом к битве явно не являлся: в той версии, где он повод, а гномов убивают Феаноринги, Сильмарилла с гномами не оказывается...
Вспомним, что Лутиэн один раз уже сумела остановить Берена от убийства, когда считала его неправедным. Здесь, кажется, даже она считает, что синдар в своём праве... а Берен, полагаю, считает себя обязанным отомстить за отца жены так же, как мстил за собственного.
Мда.
А я про эту битву вот почему подумала.
Лирическое отступлениеМне пришлось играть Диора, и я попыталась осмыслить характер этого полуэльфа. И, кажется, я прониклась безмерным уважением.
В двадцать семь лет он женится. На эльфийке. Памятуя о том, чей он сын... Он ведь не мог не понимать, что чудеса случаются только один раз, и с ним - вряд ли случится чудо. Но - женится, без особых колебаний, а Нимлот, между прочим, выходит за него замуж, ничего не боясь...
Живут они не в Дориате, а в Оссирианде. То есть, сколько бы Диор в Дориате не бывал (а он явно бывал, и достаточно часто), всё же он не чувствует себя одним из дориатрим ровно до того момента, пока не приходится.
А когда пришлось... Ох. Во-первых, его принимают королём. При том, что у Тингола есть другие наследники - Эльмо (возможно) и его потомки (точно). Во-вторых... Сколько времени он Дориатом правит? Три года. Максимум - четыре. За это время он сплачивает вокруг себя народ (а он, повторяю, не синда по сути своей, хотя и тянется к ним), возрождает Дориат и получает прозвище Элухил. Наследник Элу. Что ж, в полной мере наследник одного из четырёх великих владык эльдар.
Нет, я помню, что возродить Дориат ему помогает Сильмарилл, я в курсе. Но насколько я убеждена, что Звезда Надежды - это не просто Сильмарилл, это Сильмарилл + Эарендил со всеми качества Эарендила, и один без другого не стал бы Надеждой, настолько же я убеждена, что чтобы Сильмарилл защищал не Тол Гален (малый участок земли), а целую страну и её народ - к Сильмариллу должен прилагаться Король. С большой буквы.
Диор с рождения (ладно, с начала взросления) не может не понимать, что он - во-первых, сын Берена и Лутиэн, а во-вторых, внук Тингола и Мелиан. И это обязывает. Ну что ж, он своё происхождение вполне оправдал за те тридцать шесть лет жизни, которые у него были.
По крайней мере внук - точно. Насколько он дорос до планки "сын Берена и Лутиэн" - это сложнее. Памятуя, что своими успехами в Дориате он всё ж таки возгордился - полагаю, что не вполне дорос. Но мог бы...
Так вот, при чём тут Диор к битве.
Он, между прочим, в этой битве участвовал, и это его первое и единственное крупное сражение до понятно какого.
Так что, полагаю, когда Диор получил угрозы от товарищей Феанорингов, о моральной стороне вопроса он вообще не слишком думал, потому что точно понимал: даже если будет битва, синдар - правы. Пусть даже битва с эльфами. Правы перед собственной совестью.
Полагаю так же, что синдар были с ним вполне солидарны в этом вопросе.
Обзорам